ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа - Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения» утвержденной МО РФ (Москва, 2008г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса.
Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа конкретизирует
содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение
учебных часов по разделам курса.
Логика изложения и
содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального
компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в
программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не
входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
отнесены к элементам дополнительного содержания.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит
личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого,
социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего
обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей
курса является формирование в сознании ученика современной экологически
ориентированной картины мира и экологически грамотного поведения в природе и
социальной среде. К числу важнейших задач курса относятся становление
личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности,
воспитание патриотических чувств к своей стране и малой Родине, развитие познавательной
активности к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин,
подготовка к изучению данных дисциплин в основной школе.
В содержании
программы 4 класса в центре внимания находится Россия – ее природа, история,
хозяйство. Россия рассматривается как часть глобального мира, а ее граждане, -
как часть человечества. В теме «Земля и человечество» учащиеся смотрят на мир
глазами астронома, географа, историка, эколога. Тема «Природа России» знакомит
учеников с разнообразием природы России. В теме «Наш край – часть большой
страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы,
почвы, природные сообщества, экономика, охрана природы края, где живут
учащиеся. Содержание темы «Страницы всемирной истории» формирует у детей представления
об основных эпохах в развитии человека. Тема «Страницы истории Отечества»
знакомит четвероклассников с историей родной страны, с наиболее важными
историческими событиями и яркими историческими личнистями.
УМК обеспечивает
существенное развитие у учащихся речи и познавательных процессов, эмоциональной
сферы и творческих способностей.
Учебно –
дидактический комплекс, рекомендованный для применения при обучении по данной
программе, используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать
изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету,
обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по
предмету.
Изучение
окружающего мира в начальной школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
· развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы
для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и
речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать,
поддерживать учебный диалог;
·освоение знаний об окружающем мире, единстве
природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в
обществе;
·воспитание позитивного эмоционально-ценностного
отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и
духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности
участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в
природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье,
охранять природу.
|