Задачи:
1. Создавать проблемную
ситуацию, направленную на формирование умения отстаивать свою точку зрения,
выслушивать и анализировать мысли других людей, сопоставлять их со своими,
делать выводы.
2. Учить детей
соотносить информацию, полученную при чтении с жизненными ситуациями,
самостоятельно добывать необходимые знания.
3. Воспитывать уважение
к людям, к
чужому мнению, культуру
поведения.
Оборудование:
– портрет С. В. Михалкова;
– карточки с именами
писателей и поэтов;
– зеркало;
– опорная таблица (см.
Приложение);
– карточки для чтения по
ролям и со знаком вопроса;
– карточка с вариантами
домашнего задания.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
Деятельность учителя
|
Предполагаемая деятельность
учащихся
|
1
|
2
|
I. На доске записаны варианты домаш-него задания:
– Выразительное чтение по ролям.
|
– Я буду внимательно следить за ходом урока и «примерять на себя»
варианты
домашнего задания. Выберу то задание,
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
– Работа в печатной тетради.
– Подобрать пословицы, синонимичные главной мысли произведения.
– Придумать свою басню по пословице.
– Создать мультимедийный проект.
– Ребята, в конце урока вам предстоит
выбрать для себя домашнее задание. Как вы будете это делать?
|
которое меня заинтересует и будет мне по силам. Могу попросить кого-то из
ребят поработать со мной в паре или организовать группу
|
II. Создание проблемной ситуации.
– Ребята, возьмите на столе по одной карточке. Прочитайте по цепочке, что
на них напечатано.
– Что можете
сказать?
– Подумайте, какое задание можно выполнить с этими карточками?
Дети с карточками в руках делятся
на группы, объясняя почему
|
На карточках имена:
џ Иван Андреевич Крылов
џ Александр Сергеевич Пушкин
џ Василий Андреевич Жуковский
џ Сергей Владимирович Михалков
џ Хемницер Иван Иванович
џ Фёдор Иванович Тютчев
– Это фамилии авторов.
– Можно выполнить классификацию.
– Баснописцы-поэты. Михалков и поэт, и баснописец.
– Лишняя фамилия С. В. Михалкова,
так как он наш современник, а остальные баснописцы жили давно, или это
поэты «Золотого века», а Михалков –
современный поэт. На предыдущих
уроках мы изучали его произведения
|
III. Знакомство с темой урока.
– Мы продолжаем изучать творчество
С. В. Михалкова. Сегодня на уроке
познакомимся с новой басней
|
|
IV. Планирование работы.
– Давайте вместе составим план работы на уроке.
Учитель записывает план урока на доске
|
Ученики составляют план урока.
План урока
Минутка развития.
Повторение изученного, проверка
домашнего задания.
Знакомство с новым произведением.
Работа над новым произведением.
Домашнее задание.
Итог урока
|
V. Минутка развития.
– Сегодня проведём блицопрос.
1) Единица ритмически организованной
речи, строка стихотворения...
|
Стихи.
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
2) Фантастические истории, в которых
случаются превращения и чудеса...
3) Стихи, положенные на музыку...
4) Произведения, в которых высмеиваются пороки и недостатки людей. В
произведении обязательно есть поучение...
5) Краткое описание жизненных фактов...
– Что вспомнили на минутке развития?
– Для чего мы изучаем литературные
жанры?
|
Сказки.
Песни.
Басни.
Очерки.
Мы повторили некоторые жанры литературы.
– Чтобы быть образованными.
– Для анализа произведений
|
VI. Проверка домашнего задания.
– Знаю, что эти знания вы применяли при выполнении домашнего задания,
которое выполняли в парах. Давайте посмотрим, что получилось.
Краткая беседа о вреде курения.
– С какими сложностями столкнулись
при подготовке? Как справлялись с трудностями? К кому обращались?
|
При подготовке анализа произведения учащиеся
пользуются специальными памятками.
1-я пара.
С. Михалков, отрывок из произведения «Дядя Стёпа – ветеран».
1-й ученик – чтение наизусть.
2-й ученик – анализ этого стихотворения (вред курения).
2-я пара.
С. Михалков. Очерк.
1-й ученик – чтение.
2-й ученик – анализ данного очерка (описание жизненных фактов, эпитеты).
3-я пара.
С. Михалков. Отрывок из сказки «Как
старик корову продавал».
1-й ученик – чтение наизусть.
2-й ученик – анализ сказки (ирония, характеристика героев).
– …
|
VII. Физкультминутка.
Игра на внимание «Отражение».
Процедура игры. Из группы детей выби-
рается один водящий. Предполагается, что он пришел в магазин, где много
зеркал.
Водящий встает в центр, а дети – полукругом вокруг него (ведущий и
учитель тоже
|
|
П
|