Ирина Черенцова-учитель нач. классов. ГОУ "Сретенское учреждение закрытого типа"Пятница, 03.05.2024, 22:32

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Математика 4 класс [12]
Русский язык 4 класс [0]
Литературное чтение 4 класс [100]
Окружающий мир 4 класс [12]
Технология 4 класс [0]

Полезное

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Литературное чтение 4 класс

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ (продолжение)

Ливень

Целый месяц стояла жара. Трава выгорела, пожелтели посевы, и сухо звенели на ветру высохшие деревья. А по дороге нельзя было ни пройти, ни проехать – такая на ней лежала глубокая, сыпучая пыль.

Люди  то  и  дело  смотрели  на  небо,  качали головами и тихо вздыхали: засуха!..

Но вот однажды ночью ветер согнал в небе тучи. Утром сверкнула молния, загрохотал гром, и на землю упал проливной дождь. Ах, как долго все его ждали!

– Ха-ха-ха-ха-ха! – расхохоталось молодое дерево, подставляя дождю пыльную голову.

– Лей! Не жалей!– кричали колоски в поле и протягивали дождю худенькие руки.

А  старый  дуб  крякал  на  бугре  и  поворачивался  к  нему то спиной, то боком.

– Шшш-шибче!.. Шшш-шибче!.. – шуршала трава.

А высокий подсолнух быстро-быстро раскачивался на одной ноге и кланялся во все стороны.

– Спасибо! Спасибо! – бубнил подсолнух. – Пожалуйста, если можно, еще!..

Колокольчики свесили головы до земли и пили из маленьких лужиц.

– И-го-го-го-го!.. – ржал жеребёнок. И, закинув голову, летел по сверкающему клеверному лугу к реке. Никогда он ещё не был так красив: шёрстка намокла, грива разметалась, копытца почти не касаются земли...

И только маленький глупый цыпленок сидел под большим лопухом и дрожал:

– Как бы меня не замочило!.. Как бы не забрызгало перышки!.. Как бы не простудиться!..

И никого не оказалось рядом, кто бы объяснил ему, что в такой ливень надо бегать босиком по лужам, махать мокрыми крылышками и кричать во всё горло:

– Лей! Лей! Не жалей!!! (223 слова.)

С. Козлов

1. Как отразилась жара на окружающей природе?

2. Как оживало все под проливным дождем?

3. Почему один цыпленок не был рад ливню?

4. Как вы понимаете смысл выражения «сухо звенели на ветру высохшие деревья»? Почему сухо?

5. Объясните  выражение  «согнал  тучи».  Как  можно  сказать  иначе? (Собрал.)

6. Какими словами в рассказе передана радость всего живого во время ливня?

7. Что означает выражение «дуб крякал», «подсолнух бубнил»?

8. Объясните название рассказа. (Ливень – проливной дождь.)

Черемуха

Очень я, Черемуха, на людей обижаюсь... По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою – как невеста...

Глядите, стар и мал, любуйтесь. Пусть у вас на душе станет радостно!

А люди – ломать меня.

По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что  ведь  себе  хуже!  Веточки  в  комнате  долго  не  простоят – вот  уже и завяли...

А цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаз веселила!

Поспеют  летом  черные  ягоды,  снова  люди  ко  мне.  Потихоньку собирали бы ягодки, бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают...

Ну, я на хитрость пустилась.

Хоть ягоды мои и сладки, да вязкие они, рот вяжут.

Поел ягоды мои сладкие, захотел крикнуть, а рот-то и связало.

Ну и поделом тебе. (124 слова.)

Э. Шим

1. За что черемуха на людей обижена?

2. Опишите, какой бывает черемуха весной.

* * *

Мари не отходила от стола с подарками.

– Ах! – воскликнула наконец Мари. – Для кого этот хорошенький человек, что стоит под самой елкой?

– Он, – ответил  отец, – будет  усердно  трудиться  для всех нас: его дело – аккуратно разгрызать твердые орехи.

С этими словами отец бережно взял его со стола, приподнял деревянный плащ, и тогда человек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и – щёлк – человек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко. Теперь уже все – и Мари тоже – поняли, что нарядный человек вел свой род от Щелкунчиков и продолжал профессию предков. Мари громко воскликнула от радости, а отец сказал:

– Раз тебе, милая Мари, Щелкунчик пришелся по вкусу, так ты уж сама и заботься о нем и береги его. (128 слов.)

Э. Гофман

1. Как  ты  понимаешь  выражение  «человек  вел  свой  род  от  Щелкунчиков»?

2. Подбери заголовок, перескажи текст.

Дядя Федор, пес и кот

Дядя Федор сел в автобус и поехал. Ехать было хорошо. Автобусы в это время за город совсем пустые едут, и никто им не мешал разговаривать. Дядя Фёдор спрашивал, а кот из сумки отвечал.

Дядя Федор спрашивает:

– Как тебя зовут?

Кот говорит:

– И не знаю как. И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. И даже Кис Кисычем я был. Только мне все это не нравится. Я хочу фамилию иметь.

– Какую?

– Какую-нибудь серьезную. Морскую фамилию. Я же из морских котов. И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами, и меня тоже в море тянет. Очень я по океанам тоскую. Только я воды боюсь.

– А  давай  мы  дадим  тебе  фамилию  Матроскин, – говорит дядя Федор. – И с котами связано, и что-то морское есть в этой фамилии.

(131 слово.)

Э. Успенский

1. Какую кличку давали коту?

2. О чем он сам мечтал?

Садко

Садко построил сорок кораблей. Погрузил на корабли все товары, и поплыли на кораблях торговать в страны заморские.

А на обратном пути на синем море приключилась невзгода великая. Все сорок кораблей будто к месту приросли. Ветер мачты гнет, бьет морские волны, а все сорок кораблей будто на якорях стоят, с места тронуться не могут.

И сказал Садко:

– Видно, требует царь Морской с нас дань – выкуп. А требует он мою буйную голову.

Спустили широкую доску на море. С верными дружинниками Садко простился, прихватил свои гусли звонкие.

Все корабли тотчас с места тронулись, паруса шелковые ветром наполнились, и поплыли они своим путем-дорогою, будто остановки никакой и не было. Понесло Садко на дубовой доске по морю-океану. А доску-плот морская волна покачивает, Садко на доске убаюкивает, и не заметил он, как впал в дремоту и уснул глубоким сном. (131 слово.)

А. Нечаев

1. Расскажите, о чем прочитали?

2. Назовите несколько слов, которые показывают, что действие происходило в старину.

Строитель

На дворе возвышалась горка красной глины. Мальчики рыли в ней замысловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, который тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.

– Эй ты, что ты там делаешь? – окликнули его мальчики.

– Я строю дом.

– Какой же это дом? У него кривые окна и плоская крыша. Эй ты, строитель!

– Да его только двинь – и он развалится! – крикнул один мальчик и ударил домик ногой.

Одна стена обвалилась.

– Эх ты! Кто же так строит? – кричали мальчики, разрушая свежевымазанные стены.

Строитель сидел молча и, сжав кулаки, смотрел на разрушение своего дома. Он ушел только тогда, когда рухнула последняя стена.

А на другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, старательно воздвигал второй этаж. (143 слова.)

В. Осеева

1. Как вел себя мальчик, когда разрушили его дом?

2. Автор  в  начале  и  в  конце  рассказа употребляет слово «старательно» («старательно обмазывал», «старательно воздвигал»). Как ты думаешь, почему?

 

Категория: Литературное чтение 4 класс | Добавил: CAJIAMOH (14.10.2012)
Просмотров: 2415 | Теги: ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Погода в Сретенске
Яндекс.Погода

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz